Контакты:
Адрес: Абакан, Пушкина, 111Б
Телефоны: +79233932888, +79134430288
Расписание:
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
О нас:
Альтернатива Всегда
центр психологического сопровождения
Из нашей жизни:
Дата: 05 Июля 2017
6 фактов о возникновении эмоций, их воздействии на организм и здоровье человека
Проблема эмоций и эмоционального стресса является значимой не только с точки зрения науки, она оказывает сегодня чрезвычайно сильное влияние на здоровье людей.
1. О влиянии эмоций на организм человека
Воздействие эмоций на здоровье человека может быть разным. Я думаю, что широкому кругу людей известно, что отрицательные эмоции могут способствовать различным заболеваниям, причем круг этих заболеваний расширяется. И если мы говорим о психосоматических заболеваниях, то к ним относят в том числе аутоиммунные, онкологические и другие болезни. То есть не только чисто нервные заболевания.
В то же время известна сила положительных эмоций. Собственно, на этом могут быть основаны в том числе психотерапевтические и даже гомеопатические методы терапии.
2. О возникновении эмоций
Физиолог Павел Умрюхин о значении эмоций, нейронах лимбической системы и теории функциональных систем
Еще в 1950-е годы Полем МакЛейном, американским нейрофизиологом, было обнаружено, что эмоции возникают в специальных структурах мозга, которые он называл лимбическими структурами. Это подкорковые образования — миндалина, перегородка мозга и другие. Именно в них возникает эмоциональное возбуждение, которое потом распространяется на самые разные отделы центральной нервной системы — и на кору, и на спинной мозг, и, в общем, охватывает вслед за центральной нервной системой и периферическую нервную систему, то есть и самые разные органы. Практически можно сказать, что каждая клетка тела реагирует на наши эмоции. Это позволило вывести один из аспектов голографической теории жизнедеятельности, которая была предложена академиком Константином Викторовичем Судаковым: каждый компонент системы (организма) отражает общие свойства этой системы. Таким образом, в работе каждой клетки можно обнаружить отражение общих эмоциональных процессов. Поэтому неслучайно, что в ответ на эмоциональное состояние изменяется работа всех органов: и сердца, и печени, и почек, и кожи, и жировой ткани.
3. О контроле над эмоциями
Первичная реакция возникает в нейронах лимбической системы. Поль МакЛейн, сформулировав эту теорию, говорил о так называемом «тройном мозге», который включает в себя иерархическое соподчинение уровней нервной системы. Он говорил о мозге древних рептилий, древних млекопитающих и современных млекопитающих, о соподчинении этих структур и о том, что млекопитающие (и особенно человек) способны при помощи корковых отделов мозга контролировать работу этих древних лимбических отделов нервной системы и таким образом осуществлять контроль этих эмоций.
Важную роль в возбуждении этих эмоциональных первичных зон мозга играет гипоталамус. Это центр эндокринной регуляции, центр вегетативной регуляции организма, центр и мотиваций (голода, жажды), это очень мощный и очень небольшой по размеру отдел мозга (порядка 150 ядер на расстоянии около 1 см друг от друга). Он очень важен для генерации эмоциональных и мотивационных состояний. Эмоции и мотивации взаимосвязаны. Дальнейший выход на периферический уровень осуществляется при помощи гормональной регуляции (гипоталамус — пейсмейкер гуморальной регуляции), поскольку в нем выделяется ряд ключевых гормонов, которые, как камертон, задают тон практически всем остальным железам внутренней секреции. Там же, в гипоталамусе, находится центр вегетативной, то есть неосознанной нервной регуляции процессов организма. Поэтому эмоции распространяются и влияют на все функции организма.
4. О происхождении эмоций
Психолог Мария Падун о фобиях, подавлении эмоций и когнитивной переоценке ситуации
Эмоциональные состояния неоднозначны у разных индивидов. От чего же зависит, какая эмоция возникает — положительная или отрицательная? Ведь понятно, я думаю, всем, что это не зависит от возникшей ситуации. Одна и та же ситуация у разных субъектов или даже у одного субъекта, который находится в разных состояниях, может вызвать совершенно разные эмоции. Так от чего же зависит характер эмоций?
Здесь я бы хотел вспомнить нашего выдающегося физиолога академика Петра Кузьмича Анохина, который является автором теории функциональных систем. Это наш физиологический базис, и это ключ к пониманию множества проблем, которые могут возникнуть у человека при рассмотрении различных вопросов, связанных с жизнедеятельностью организма. Согласно представлениям Петра Кузьмича Анохина и его научной школы эмоции возникают при обработке параметров полученных результатов действия в так называемом акцепторе результатов действия.
После полученного результата деятельности происходит сравнение полученных результатов с ожидаемыми, то есть с теми, которые организм предполагает получить в результате своей деятельности. И если полученные результаты не совпадают с ожидаемыми, возникает эмоция отрицательного знака, что неприятно, но это мобилизует организм на поиск оптимального решения для достижения результата, который был запрограммирован изначально до начала деятельности, результата, необходимого в конечном итоге для выживания.
Еще важно помнить о принципе доминанты, предложенном Алексеем Алексеевичем Ухтомским: в каждый момент времени доминирующей является какая-то главная для выживания организма мотивация. Таким образом, организм в конечном итоге через неприятные эмоции достигает тех или других важных для выживания результатов, которые адаптируют этот организм к условиям жизни.
Чем сильнее эмоции возникают, тем скорее в какой-то степени организм дойдет до того результата, который поставлен и который важен для выживания особи, вида и, может быть, всей популяции. Если результат достигается через какие-то пробы и ошибки, через отрицательные результаты, то награда — позитивные эмоции, удовольствие, которое подтверждает важность и факт удовлетворения потребности, достижения того или другого результата, актуального в данный момент времени. Вкратце такова концепция Петра Кузьмича Анохина.
5. Об отрицательных эмоциональных застойных явлениях
Отсюда мы можем уже отталкиваться, для того чтобы перейти к пониманию сложных процессов в ситуации, когда возникают длительно персистирующие отрицательные эмоциональные возбуждения в мозге. Субстратом для суммации негативных эмоций могут являться «круги» в лимбической системе, способные обеспечивать длительную циркуляцию эмоционального возбуждения отрицательного знака в структурах, таких как перегородка, миндалина, гипоталамус, гиппокамп, большой круг гиппокампа (круг Папеца) и другие.
Таким образом, при таком хроническом состоянии невозможно одномоментно остановить эти эмоциональные застойные процессы, как бы нам ни хотелось. Это приводит к тому, что организм может попасть в ситуацию, когда требуется длительное время для выхода из отрицательного эмоционального состояния. Иногда даже нужно полностью сменить афферентацию, на какое-то продолжительное время уехать на море, в горы, в деревню, как делали в России дворяне. Интересно отметить, что, в отличие от отрицательных, положительные эмоции не суммируются. Они приятны, но они проходят и не накладываются друг на друга. Опасность длительных отрицательных эмоций — в их особенности суммироваться.
6. Перспективы в исследованиях эмоций
Ученые активно работают в плане постижения различных сложных механизмов эмоциональных состояний. Отсюда возникает очень много насущных проблем, например генетическая предрасположенность к эмоциональным состояниям. Известно, что в популяции всегда есть особи, которые более или менее эмоциональны. Мы видим это не только у человека, но и у собак, крыс и других видов.
Павел Умрюхин
Проблема эмоций и эмоционального стресса является значимой не только с точки зрения науки, она оказывает сегодня чрезвычайно сильное влияние на здоровье людей.
1. О влиянии эмоций на организм человека
Воздействие эмоций на здоровье человека может быть разным. Я думаю, что широкому кругу людей известно, что отрицательные эмоции могут способствовать различным заболеваниям, причем круг этих заболеваний расширяется. И если мы говорим о психосоматических заболеваниях, то к ним относят в том числе аутоиммунные, онкологические и другие болезни. То есть не только чисто нервные заболевания.
В то же время известна сила положительных эмоций. Собственно, на этом могут быть основаны в том числе психотерапевтические и даже гомеопатические методы терапии.
2. О возникновении эмоций
Физиолог Павел Умрюхин о значении эмоций, нейронах лимбической системы и теории функциональных систем
Еще в 1950-е годы Полем МакЛейном, американским нейрофизиологом, было обнаружено, что эмоции возникают в специальных структурах мозга, которые он называл лимбическими структурами. Это подкорковые образования — миндалина, перегородка мозга и другие. Именно в них возникает эмоциональное возбуждение, которое потом распространяется на самые разные отделы центральной нервной системы — и на кору, и на спинной мозг, и, в общем, охватывает вслед за центральной нервной системой и периферическую нервную систему, то есть и самые разные органы. Практически можно сказать, что каждая клетка тела реагирует на наши эмоции. Это позволило вывести один из аспектов голографической теории жизнедеятельности, которая была предложена академиком Константином Викторовичем Судаковым: каждый компонент системы (организма) отражает общие свойства этой системы. Таким образом, в работе каждой клетки можно обнаружить отражение общих эмоциональных процессов. Поэтому неслучайно, что в ответ на эмоциональное состояние изменяется работа всех органов: и сердца, и печени, и почек, и кожи, и жировой ткани.
3. О контроле над эмоциями
Первичная реакция возникает в нейронах лимбической системы. Поль МакЛейн, сформулировав эту теорию, говорил о так называемом «тройном мозге», который включает в себя иерархическое соподчинение уровней нервной системы. Он говорил о мозге древних рептилий, древних млекопитающих и современных млекопитающих, о соподчинении этих структур и о том, что млекопитающие (и особенно человек) способны при помощи корковых отделов мозга контролировать работу этих древних лимбических отделов нервной системы и таким образом осуществлять контроль этих эмоций.
Важную роль в возбуждении этих эмоциональных первичных зон мозга играет гипоталамус. Это центр эндокринной регуляции, центр вегетативной регуляции организма, центр и мотиваций (голода, жажды), это очень мощный и очень небольшой по размеру отдел мозга (порядка 150 ядер на расстоянии около 1 см друг от друга). Он очень важен для генерации эмоциональных и мотивационных состояний. Эмоции и мотивации взаимосвязаны. Дальнейший выход на периферический уровень осуществляется при помощи гормональной регуляции (гипоталамус — пейсмейкер гуморальной регуляции), поскольку в нем выделяется ряд ключевых гормонов, которые, как камертон, задают тон практически всем остальным железам внутренней секреции. Там же, в гипоталамусе, находится центр вегетативной, то есть неосознанной нервной регуляции процессов организма. Поэтому эмоции распространяются и влияют на все функции организма.
4. О происхождении эмоций
Психолог Мария Падун о фобиях, подавлении эмоций и когнитивной переоценке ситуации
Эмоциональные состояния неоднозначны у разных индивидов. От чего же зависит, какая эмоция возникает — положительная или отрицательная? Ведь понятно, я думаю, всем, что это не зависит от возникшей ситуации. Одна и та же ситуация у разных субъектов или даже у одного субъекта, который находится в разных состояниях, может вызвать совершенно разные эмоции. Так от чего же зависит характер эмоций?
Здесь я бы хотел вспомнить нашего выдающегося физиолога академика Петра Кузьмича Анохина, который является автором теории функциональных систем. Это наш физиологический базис, и это ключ к пониманию множества проблем, которые могут возникнуть у человека при рассмотрении различных вопросов, связанных с жизнедеятельностью организма. Согласно представлениям Петра Кузьмича Анохина и его научной школы эмоции возникают при обработке параметров полученных результатов действия в так называемом акцепторе результатов действия.
После полученного результата деятельности происходит сравнение полученных результатов с ожидаемыми, то есть с теми, которые организм предполагает получить в результате своей деятельности. И если полученные результаты не совпадают с ожидаемыми, возникает эмоция отрицательного знака, что неприятно, но это мобилизует организм на поиск оптимального решения для достижения результата, который был запрограммирован изначально до начала деятельности, результата, необходимого в конечном итоге для выживания.
Еще важно помнить о принципе доминанты, предложенном Алексеем Алексеевичем Ухтомским: в каждый момент времени доминирующей является какая-то главная для выживания организма мотивация. Таким образом, организм в конечном итоге через неприятные эмоции достигает тех или других важных для выживания результатов, которые адаптируют этот организм к условиям жизни.
Чем сильнее эмоции возникают, тем скорее в какой-то степени организм дойдет до того результата, который поставлен и который важен для выживания особи, вида и, может быть, всей популяции. Если результат достигается через какие-то пробы и ошибки, через отрицательные результаты, то награда — позитивные эмоции, удовольствие, которое подтверждает важность и факт удовлетворения потребности, достижения того или другого результата, актуального в данный момент времени. Вкратце такова концепция Петра Кузьмича Анохина.
5. Об отрицательных эмоциональных застойных явлениях
Отсюда мы можем уже отталкиваться, для того чтобы перейти к пониманию сложных процессов в ситуации, когда возникают длительно персистирующие отрицательные эмоциональные возбуждения в мозге. Субстратом для суммации негативных эмоций могут являться «круги» в лимбической системе, способные обеспечивать длительную циркуляцию эмоционального возбуждения отрицательного знака в структурах, таких как перегородка, миндалина, гипоталамус, гиппокамп, большой круг гиппокампа (круг Папеца) и другие.
Таким образом, при таком хроническом состоянии невозможно одномоментно остановить эти эмоциональные застойные процессы, как бы нам ни хотелось. Это приводит к тому, что организм может попасть в ситуацию, когда требуется длительное время для выхода из отрицательного эмоционального состояния. Иногда даже нужно полностью сменить афферентацию, на какое-то продолжительное время уехать на море, в горы, в деревню, как делали в России дворяне. Интересно отметить, что, в отличие от отрицательных, положительные эмоции не суммируются. Они приятны, но они проходят и не накладываются друг на друга. Опасность длительных отрицательных эмоций — в их особенности суммироваться.
6. Перспективы в исследованиях эмоций
Ученые активно работают в плане постижения различных сложных механизмов эмоциональных состояний. Отсюда возникает очень много насущных проблем, например генетическая предрасположенность к эмоциональным состояниям. Известно, что в популяции всегда есть особи, которые более или менее эмоциональны. Мы видим это не только у человека, но и у собак, крыс и других видов.
Павел Умрюхин
Дата: 3 Июля
Школа Психологической Компетентности
Эмоции
Эмоции — наиболее важные двигатели нашего поведения: Эмоциональное возбуждение мобилизует мускулы и моторную систему. Каждая эмоция выражает себя в мышечной системе. Невозможно представить себе гнев без мышечного движения. Радость в той или иной степени отождествляется с танцем, с мышечным движением.
Горе — это рыдания и крики, секс — это так же определенные движения, как все вы знаете. Мышцы используются, чтобы двигаться, брать что-то от мира, соприкасаться с миром, контактировать, прикасаться.
Любое нарушение этого метаболизма возбуждения уменьшит вашу жизненную силу. Если эти возбуждения не трансформируются в специфические виды деятельности, тогда они застаиваются и у нас возникает состояние тревоги, чудовищное возбуждение блокируется и сдерживается. Augouslia — латинское слово, обозначающее ограниченность. Вы сжимаете грудную клетку, чтобы пройти по узкому пути, сердце бьется быстрее, чтобы снабжать необходимым для возбуждения кислородом, и так далее. Если возбуждение не может вылиться в деятельность с помощью моторной системы, тогда мы пытаемся заморозить сенсорную систему, чтобы уменьшить это возбуждение. Таким образом проявляются: фригидность, блокирование слуха и так далее, — все это дыры в личности.
Таким образом, если наш метаболизм нарушен, и у нас нет центра, которым можно было бы руководствоваться, нам нужно добиться целостности, восстановить основу нашего существования.
Фредерик Перлз из "Гештальт семинары"
Эмоции — наиболее важные двигатели нашего поведения: Эмоциональное возбуждение мобилизует мускулы и моторную систему. Каждая эмоция выражает себя в мышечной системе. Невозможно представить себе гнев без мышечного движения. Радость в той или иной степени отождествляется с танцем, с мышечным движением.
Горе — это рыдания и крики, секс — это так же определенные движения, как все вы знаете. Мышцы используются, чтобы двигаться, брать что-то от мира, соприкасаться с миром, контактировать, прикасаться.
Любое нарушение этого метаболизма возбуждения уменьшит вашу жизненную силу. Если эти возбуждения не трансформируются в специфические виды деятельности, тогда они застаиваются и у нас возникает состояние тревоги, чудовищное возбуждение блокируется и сдерживается. Augouslia — латинское слово, обозначающее ограниченность. Вы сжимаете грудную клетку, чтобы пройти по узкому пути, сердце бьется быстрее, чтобы снабжать необходимым для возбуждения кислородом, и так далее. Если возбуждение не может вылиться в деятельность с помощью моторной системы, тогда мы пытаемся заморозить сенсорную систему, чтобы уменьшить это возбуждение. Таким образом проявляются: фригидность, блокирование слуха и так далее, — все это дыры в личности.
Таким образом, если наш метаболизм нарушен, и у нас нет центра, которым можно было бы руководствоваться, нам нужно добиться целостности, восстановить основу нашего существования.
Фредерик Перлз из "Гештальт семинары"
Мария Разыгрина
Дата: 23 Мая
Уже в эти выходные мы соберемся вместе на нашем ТВОРЧЕСКОМ МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
целью которого является создание благоприятных условий для совместной деятельности с ребенком, в процессе которой можно узнать что-то новое о себе, о своем ребенке и о Вашем с ним взаимодействии. А также в процессе совместной деятельности сплотить и укрепить семью, подарить положительные эмоции друг другу и просто подурачиться. Мероприятие проходит в режиме тренинга, который ведут квалифицированные специалисты в области психологии, по окончании которого при желании вы можете получить рекомендации, задать интересующие вопросы относительно развития ребенка и эффективного взаимодействия с ним.
Регистрация участников и вся интересующая Вас информация:
+79233932888; +79134430288
целью которого является создание благоприятных условий для совместной деятельности с ребенком, в процессе которой можно узнать что-то новое о себе, о своем ребенке и о Вашем с ним взаимодействии. А также в процессе совместной деятельности сплотить и укрепить семью, подарить положительные эмоции друг другу и просто подурачиться. Мероприятие проходит в режиме тренинга, который ведут квалифицированные специалисты в области психологии, по окончании которого при желании вы можете получить рекомендации, задать интересующие вопросы относительно развития ребенка и эффективного взаимодействия с ним.
Регистрация участников и вся интересующая Вас информация:
+79233932888; +79134430288
Дата: 19 Мая
ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ.
Однажды очень мудрый индеец рассказал своему внуку историю.
У каждого человека в душе живут два волка, которые враждуют между собой. Одного волка зовут Зло. Ему характерны такие черты характера как неудовольствие, злоба, зависть, ложь, эгоизм... Второго волка зовут Добро. Ему же характерен противоположный характер - любовь, доброта, внимание, спокойствие, верность, мир...
Слова старого индейца заставили немного подумать внука, и после небольшой паузы юный индеец спросил:
-А кто же, в конечном итоге, побеждает?
Мудрый индеец с улыбкой посмотрел в глаза своему внуку и ответил:
-Сильнее оказывается тот волк, которого мы кормим.
Однажды очень мудрый индеец рассказал своему внуку историю.
У каждого человека в душе живут два волка, которые враждуют между собой. Одного волка зовут Зло. Ему характерны такие черты характера как неудовольствие, злоба, зависть, ложь, эгоизм... Второго волка зовут Добро. Ему же характерен противоположный характер - любовь, доброта, внимание, спокойствие, верность, мир...
Слова старого индейца заставили немного подумать внука, и после небольшой паузы юный индеец спросил:
-А кто же, в конечном итоге, побеждает?
Мудрый индеец с улыбкой посмотрел в глаза своему внуку и ответил:
-Сильнее оказывается тот волк, которого мы кормим.
Дата: 17 Мая
Доброе утро друзья!
А вот и напоминание о том, что совсем скоро состоится наша творческая встреча, которая на первый взгляд может показаться обычным развлечением, но если задуматься, то когда ещё мы можем уделить время своему ребёнку, не отвлекаясь ни на что (на телевизор, компьютер, дом, дела, отвечая на вопросы сразу всем и т.д.)
Приходите, будет интересно!
А вот и напоминание о том, что совсем скоро состоится наша творческая встреча, которая на первый взгляд может показаться обычным развлечением, но если задуматься, то когда ещё мы можем уделить время своему ребёнку, не отвлекаясь ни на что (на телевизор, компьютер, дом, дела, отвечая на вопросы сразу всем и т.д.)
Приходите, будет интересно!
Семейный творческий досуг для родителей и детей
Время, проведенное с семьей может вдохновлять и придавать..
Абакан, Россия
28 мая
Дата: 15 Мая
«ИДЕАЛИСТЫ ВЫГОРАЮТ ПЕРВЫМИ»
Профессиональное выгорание перестало касаться только тех, кто работает. Почему занятия, составляющие для многих смысл жизни, создают угрозу для нашего здоровья? Кто подвержен выгоранию в наибольшей степени? И есть ли способ его предвидеть, предотвратить или смягчить? Рассказывает психолог Маргарита Жамкочьян.
Маргарита Жамкочьян, социальный психолог, психотерапевт и коуч, особое внимание уделяет вопросам личностного развития.
Psychologies:
О профессиональном выгорании у нас заговорили сравнительно недавно. Насколько это новое понятие?
Маргарита Жамкочьян:
Новым его точно не назовешь. Термин «выгорание» впервые использовал американский психолог Герберт Фрейденбергер (Herbert Freudenberger), обозначив им расстройство личности, возникающее у здоровых людей вследствие профессиональной перегруженности общения. И было это больше сорока лет назад – в 1974 году. Но вы правы в том, что к нам этот термин действительно пришел позже. И хотя психологи работали с этим расстройством, известным и даже популярным термин burn-out стал лет двадцать назад.
Psychologies:
В таком случае не связано ли выгорание с западной, капиталистической системой производства, на которую в тот период пыталась перейти наша страна?
М. Ж.:
Возможно, догадка не лишена смысла. Никогда прежде у нас не было такого рынка услуг, который начал формироваться как раз в середине 90-х годов. А сфера услуг подразумевает общение. И перегруженность им, которая и ведет к выгоранию.
P.:
Тогда можно ли считать, что выгоранию сильнее других подвержены те, чья работа предполагает интенсивное общение?
М. Ж.:
Фрейденбергер действительно предполагал, что эмоциональное выгорание сильнее у тех, кто работает с людьми: у врачей, социальных работников, учителей, психологов, полицейских. Однако сегодня очевидно, что этому риску подвержены мы все. Хотя бы потому, что от выгорания страдает большинство родителей. Родительство, конечно, не профессия, но это важнейшая часть жизни многих из нас.
P.:
Значит, выгорание перестало быть профессиональным? Почему?
М. Ж.:
В самом общем смысле выгорание – это рассогласование между тем, чего мы ожидаем от своей деятельности, и тем, что получаем. И как раз на примере родителей это ясно видно. Воспитание ребенка – занятие, требующее интенсивного эмоционального взаимодействия. Особенно если взрослые не ограничиваются тем, что кормят и одевают ребенка, а еще и пытаются брать на себя ответственность за его будущее счастье. И до какого-то момента все обстоит хорошо. Но наступает подростковый возраст. И выясняется, что ребенок не хочет быть счастливым тем способом, который ему предписывают взрослые. В глубине души они ожидают благодарности за свои труды, а ребенок вовсе не считает себя им обязанным. И этот разрыв родительских ожиданий и реальности может привести к серьезным проблемам.
P.:
Как возникает эмоциональное выгорание? Есть ли те из нас, кто в силу характера или особенностей личности подвержены выгоранию в большей степени?
М. Ж.:
Это те из нас, у кого идеалистичные жизненные установки. Именно такие установки приводят некоторых из нас в помогающие профессии. Желание спасать, опекать, помогать, конечно, прекрасно, без идеализма в такой работе не обойтись, это часть профессии. Но помочь удается не всем. А даже когда удается, адекватный отклик бывает далеко не всегда. А он необходим каждому, кто эмоционально вовлечен в профессиональную деятельность. Так возникает первая стадия выгорания, на которой копится усталость и неудовлетворенность. При этом человек может оставаться прекрасным семьянином, надежным другом и быть вполне счастлив во всем, что не касается работы.
P.:
Что происходит дальше?
М. Ж.:
Разрушаются отношения. Чтобы защититься, мы начинаем плохо думать о тех, кому помогаем, с кем общаемся. Педагоги ругают детей, продавцы – покупателей, врачи – пациентов. Человек все еще полон стремления помогать, облегчать жизнь, да вот беда – люди сплошь попадаются не те, недостойные этой помощи. И появляются черствость, сухость. Мы часто видим это на примере социальных работников или полицейских. Среди них очень много черствых, резких в общении людей. Впрочем, и часть врачей тоже к этой категории относится. Общаясь с ними, мы видим, как они от нас защищаются: в глаза не смотрят, только сухие предписания и рецепты. Так начинается личностная деформация. Она предопределяет не только профессиональные неудачи – а откуда взяться успехам, если отгораживаться от людей, которым ты призван помогать? Она формирует убеждение в том, что весь мир вокруг не оправдал наших ожиданий: «я верил и мечтал, а меня все обманули». Это третья стадия. Кстати, часто выгорание проявляется через телесные симптомы. Когда без всяких причин вдруг начинает болеть живот или не разгибается спина. Психологи с такими проявлениями выгорания сталкиваются постоянно.
P.:
Как отличить выгорание от реакции на стресс, который время от времени случается на работе у всех, или от обычной усталости?
М. Ж.:
Симптомы выгорания проявляются сразу на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и мотивационном. С эмоциональным истощением все, наверное, понятно – это цинизм и черствость в отношениях; ощущение усталости, беспомощности, чувство безнадежности и одновременно агрессивность, раздражительность. Когнитивное выгорание проявляется в постоянной склонности к упрощению, использованию стереотипов вместо того, чтобы разбираться в каждой конкретной ситуации. И наконец, мотивационное истощение – это снижение вовлеченности и утрата энтузиазма. Когда встаешь с утра и понимаешь, что уже устал, устал от работы еще раньше, чем к ней приступил.
P.:
Можно ли с выгоранием бороться?
М. Ж.:
Бороться можно, но способов не так много. Обычно говорят о профилактике. Представители профессий, сопряженных с интенсивным общением, должны следить за тем, чтобы не появлялось рассогласование целей и результатов. А позаботиться об этом – конечно, долг работодателей. Следующая группа стратегий связана с симптоматикой. На начальных стадиях выгорание сходно со стрессом, так что и средства эмоциональной регуляции тоже во многом аналогичны – аутотренинги, психотерапевтические приемы антистрессового и антидепрессивного характера. И наконец, последняя группа стратегий – самая эффективная, но не самая распространенная в силу своей сложности. Это работа со смыслами. Как я уже сказала, конфликт, лежащий в основе выгорания, – это конфликт между нашими устремлениями, помыслами и тем, что мы получаем в итоге, результатами работы. Осознание и определение смыслов собственной жизни, рефлексия эмоциональных переживаний, большая определенность в отношении того, чего мы хотим, что считаем главным, ради чего живем – все это и есть работа со смыслами. Работа очень непростая. В ней могут помочь книги – например, очень популярного у нас сегодня Виктора Франкла, много писавшего о смыслах. Но хотя бы в начале этого пути лучше поработать со специалистами. Кто-то должен выступить в роли зеркала: дать возможность со стороны увидеть, что нас раздражает, на что мы реагируем тем или иным образом. Довольно часто выясняется, что проблема вовсе не во внешнем мире, а в нас самих.
Источник: http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-eksperto..
Профессиональное выгорание перестало касаться только тех, кто работает. Почему занятия, составляющие для многих смысл жизни, создают угрозу для нашего здоровья? Кто подвержен выгоранию в наибольшей степени? И есть ли способ его предвидеть, предотвратить или смягчить? Рассказывает психолог Маргарита Жамкочьян.
Маргарита Жамкочьян, социальный психолог, психотерапевт и коуч, особое внимание уделяет вопросам личностного развития.
Psychologies:
О профессиональном выгорании у нас заговорили сравнительно недавно. Насколько это новое понятие?
Маргарита Жамкочьян:
Новым его точно не назовешь. Термин «выгорание» впервые использовал американский психолог Герберт Фрейденбергер (Herbert Freudenberger), обозначив им расстройство личности, возникающее у здоровых людей вследствие профессиональной перегруженности общения. И было это больше сорока лет назад – в 1974 году. Но вы правы в том, что к нам этот термин действительно пришел позже. И хотя психологи работали с этим расстройством, известным и даже популярным термин burn-out стал лет двадцать назад.
Psychologies:
В таком случае не связано ли выгорание с западной, капиталистической системой производства, на которую в тот период пыталась перейти наша страна?
М. Ж.:
Возможно, догадка не лишена смысла. Никогда прежде у нас не было такого рынка услуг, который начал формироваться как раз в середине 90-х годов. А сфера услуг подразумевает общение. И перегруженность им, которая и ведет к выгоранию.
P.:
Тогда можно ли считать, что выгоранию сильнее других подвержены те, чья работа предполагает интенсивное общение?
М. Ж.:
Фрейденбергер действительно предполагал, что эмоциональное выгорание сильнее у тех, кто работает с людьми: у врачей, социальных работников, учителей, психологов, полицейских. Однако сегодня очевидно, что этому риску подвержены мы все. Хотя бы потому, что от выгорания страдает большинство родителей. Родительство, конечно, не профессия, но это важнейшая часть жизни многих из нас.
P.:
Значит, выгорание перестало быть профессиональным? Почему?
М. Ж.:
В самом общем смысле выгорание – это рассогласование между тем, чего мы ожидаем от своей деятельности, и тем, что получаем. И как раз на примере родителей это ясно видно. Воспитание ребенка – занятие, требующее интенсивного эмоционального взаимодействия. Особенно если взрослые не ограничиваются тем, что кормят и одевают ребенка, а еще и пытаются брать на себя ответственность за его будущее счастье. И до какого-то момента все обстоит хорошо. Но наступает подростковый возраст. И выясняется, что ребенок не хочет быть счастливым тем способом, который ему предписывают взрослые. В глубине души они ожидают благодарности за свои труды, а ребенок вовсе не считает себя им обязанным. И этот разрыв родительских ожиданий и реальности может привести к серьезным проблемам.
P.:
Как возникает эмоциональное выгорание? Есть ли те из нас, кто в силу характера или особенностей личности подвержены выгоранию в большей степени?
М. Ж.:
Это те из нас, у кого идеалистичные жизненные установки. Именно такие установки приводят некоторых из нас в помогающие профессии. Желание спасать, опекать, помогать, конечно, прекрасно, без идеализма в такой работе не обойтись, это часть профессии. Но помочь удается не всем. А даже когда удается, адекватный отклик бывает далеко не всегда. А он необходим каждому, кто эмоционально вовлечен в профессиональную деятельность. Так возникает первая стадия выгорания, на которой копится усталость и неудовлетворенность. При этом человек может оставаться прекрасным семьянином, надежным другом и быть вполне счастлив во всем, что не касается работы.
P.:
Что происходит дальше?
М. Ж.:
Разрушаются отношения. Чтобы защититься, мы начинаем плохо думать о тех, кому помогаем, с кем общаемся. Педагоги ругают детей, продавцы – покупателей, врачи – пациентов. Человек все еще полон стремления помогать, облегчать жизнь, да вот беда – люди сплошь попадаются не те, недостойные этой помощи. И появляются черствость, сухость. Мы часто видим это на примере социальных работников или полицейских. Среди них очень много черствых, резких в общении людей. Впрочем, и часть врачей тоже к этой категории относится. Общаясь с ними, мы видим, как они от нас защищаются: в глаза не смотрят, только сухие предписания и рецепты. Так начинается личностная деформация. Она предопределяет не только профессиональные неудачи – а откуда взяться успехам, если отгораживаться от людей, которым ты призван помогать? Она формирует убеждение в том, что весь мир вокруг не оправдал наших ожиданий: «я верил и мечтал, а меня все обманули». Это третья стадия. Кстати, часто выгорание проявляется через телесные симптомы. Когда без всяких причин вдруг начинает болеть живот или не разгибается спина. Психологи с такими проявлениями выгорания сталкиваются постоянно.
P.:
Как отличить выгорание от реакции на стресс, который время от времени случается на работе у всех, или от обычной усталости?
М. Ж.:
Симптомы выгорания проявляются сразу на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и мотивационном. С эмоциональным истощением все, наверное, понятно – это цинизм и черствость в отношениях; ощущение усталости, беспомощности, чувство безнадежности и одновременно агрессивность, раздражительность. Когнитивное выгорание проявляется в постоянной склонности к упрощению, использованию стереотипов вместо того, чтобы разбираться в каждой конкретной ситуации. И наконец, мотивационное истощение – это снижение вовлеченности и утрата энтузиазма. Когда встаешь с утра и понимаешь, что уже устал, устал от работы еще раньше, чем к ней приступил.
P.:
Можно ли с выгоранием бороться?
М. Ж.:
Бороться можно, но способов не так много. Обычно говорят о профилактике. Представители профессий, сопряженных с интенсивным общением, должны следить за тем, чтобы не появлялось рассогласование целей и результатов. А позаботиться об этом – конечно, долг работодателей. Следующая группа стратегий связана с симптоматикой. На начальных стадиях выгорание сходно со стрессом, так что и средства эмоциональной регуляции тоже во многом аналогичны – аутотренинги, психотерапевтические приемы антистрессового и антидепрессивного характера. И наконец, последняя группа стратегий – самая эффективная, но не самая распространенная в силу своей сложности. Это работа со смыслами. Как я уже сказала, конфликт, лежащий в основе выгорания, – это конфликт между нашими устремлениями, помыслами и тем, что мы получаем в итоге, результатами работы. Осознание и определение смыслов собственной жизни, рефлексия эмоциональных переживаний, большая определенность в отношении того, чего мы хотим, что считаем главным, ради чего живем – все это и есть работа со смыслами. Работа очень непростая. В ней могут помочь книги – например, очень популярного у нас сегодня Виктора Франкла, много писавшего о смыслах. Но хотя бы в начале этого пути лучше поработать со специалистами. Кто-то должен выступить в роли зеркала: дать возможность со стороны увидеть, что нас раздражает, на что мы реагируем тем или иным образом. Довольно часто выясняется, что проблема вовсе не во внешнем мире, а в нас самих.
Источник: http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-eksperto..
Дата: 11 Мая
Становясь родителями, люди нередко зажимают себя в тиски — они вдруг решают, что должны выполнять лишь свои обязанности, и только, быть серьезными. И они действительно прекращают развлекаться и шутить. Лично я уверена, что все должно быть наоборот. Люди, считающие, что в семье надо оставаться самими собой и получать удовольствие от семейной жизни, видят повседневные проблемы совсем в другом свете.
В. Сатир «Как строить себя и свою семью»
В. Сатир «Как строить себя и свою семью»
Дата: 4 Мая
Ведьмы слабо укорены в реальности, но остальные люди там просто отсутствуют. Терри Пратчетт
Дата: 4 Мая
Дата: 23 Апреля
Какое добренькое и бодренькое, и веселое, и озорное и.....(можно продолжать бесконечно делиться эмоциями) выдалось сегодняшнее воскресное утро
Благодарим всех участников за присутствие, активное участие, солнечное настроение! Как весело и непринужденно, легко и просто взять и подурачиться вместе с детьми, и также дружно создать шедевры - сегодня строили башню, создавали герб семьи, соревновались в ловкости и скорости!
Как хотелось бы отдельно отметить родителей, за открытость к любым действиям, за настроение, которое Вы создавали, за ребячество и подвижность, дух соревнования
Благодарим всех участников за присутствие, активное участие, солнечное настроение! Как весело и непринужденно, легко и просто взять и подурачиться вместе с детьми, и также дружно создать шедевры - сегодня строили башню, создавали герб семьи, соревновались в ловкости и скорости!
Как хотелось бы отдельно отметить родителей, за открытость к любым действиям, за настроение, которое Вы создавали, за ребячество и подвижность, дух соревнования